Nature: Физики впервые измерили две скорости звука в сверхтекучей пленке

Nature: Физики впервые измерили две скорости звука в сверхтекучей пленке

Европейские ученые впервые экспериментально доказали существование двух скоростей звука в двумерной сверхтекучей жидкости. Полученные результаты подтверждают правильность двухжидкостной модели и то, что явление характерно не только для трехмерных сверхтекучих жидкостей, но и для двумерных.

Как сообщает ToDay News Ufa, команда ученых из Кембриджского университета доказала наличие двух звуковых волн в двумерной сверхтекучей пленке в эксперименте. Подробности об исследовании представлены в Nature.

В двухжидкостной модели при температурах выше абсолютного нуля, но ниже критических, химическое соединение состоит из двух составляющих в термодинамическом равновесии. Одно из них – сверхтекучее в квантово-коррелированном состоянии и текущее без трения, другое – жидкость с нормальной вязкостью. Одновременное присутствие двух разных по характеристикам жидкостей порождает и две скорости звука в такой среде.

Для доказательства данной теории учеными был взят двумерный бозе-газ из калия-39. Ученые зафиксировали его в оптической ловушке, затем было совершено воздействие, изменяющееся во времени по гармоническим параметрам. Согласно теории, у двумерной сверхтекучей жидкости должно быть две скорости звука, но в проведенных ранее экспериментах этот эффект доказать не удавалось.