14 мая в Уфе Президент Башкортостана Рустэм Хамитов провел заседание Совета по развитию электронного образования.
Перед началом заседания в Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (Академии ВЭГУ) Глава республики посетил лабораторию развития профессиональных компетенций, где ознакомился с технологиями дистанционного образования.
Сегодня в Академии около 10 тысяч студентов получают знания с помощью программы «электронного образования». Учащимся не приходится постоянно находиться в вузе, и они самостоятельно формируют режим обучения, занятия проводятся в формате «вебинаров». 90 процентов студентов академии совмещают учебу и работу.
Стенограмма вступительного слова Рустэма Хамитова:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы начинаем второе заседание Совета по развитию электронного образования. Оно посвящено вопросам использования современных ИТ-технологий в образовательном процессе вузов республики. Сегодня во всем мире на смену традиционным моделям образования приходят технологии электронного образования. «Образование без границ» стало общемировым трендом. За рубежом расширяется сеть электронных университетов, начинающих играть ведущие роли в экспорте образовательных услуг. Мы – страна и Республика Башкортостан – пока еще отстаем в некоторых направлениях. Но по некоторым направлениям уже работаем с опорой на современные достижения. Нам нужны прорывы в этой области. Об этом мы с вами уже говорили на первом заседании нашего Совета.
Мы видим, к чему может привести наше отставание от общемировых образовательных трендов. Сегодня серьезной проблемой стал отток молодежи для получения образования в другие регионы, причем далеко не в самых лучших вузах. Это нехорошо, и в целом для республики, и для предприятий, и для возможностей дальнейшего развития Башкортостана. Тысячи наших лучших выпускников уезжают на учебу. Эта цифра уже достигла порядка 16-17 тысяч человек. По большей части эти ребята в республику уже не возвращаются. Нам нужно развернуть молодежь к нашим лучшим вузам, чтобы они занимали передовые позиции не только в различных рейтингах, но и являлись привлекательными и востребованными в глазах молодых людей.
Мы с вами определили вектор и пути формирования республиканской системы электронного образования, развития электронных научных, научно-технических и образовательных ресурсов. Создана Ассоциация электронного образования Республики Башкортостан, которая объединяет ведущие вузы и научные учреждения. Однако этот консорциум не должен ограничиваться формальным объединением. Пока у нас нет целостной системы взаимодействия этой ассоциации со школами, учащимися и учителями, профессиональными училищами и колледжами.
Мы можем назвать только единичные примеры реально и эффективно работающих проектов. Например, Башкирского государственного педагогического университета «Открытая школа» и «Информационно-образовательный портал Республики Башкортостан». Есть хорошая практика взаимодействия школ с Уфимским государственным авиационным техническим университетом, который ежегодно проводит олимпиаду школьников по информатике. Сегодня на примере работы Восточной экономико-юридической гуманитарной академии видим, как можно эффективно строить образовательный процесс на основе электронного обучения. То, что я сейчас увидел, в общем, показывает, что у нас есть «точки роста» и, более того, есть люди, профессионально занимающиеся этой темой и достигшие уже хороших успехов.
Надо в этой работе учитывать профильный характер обучения в старших классах. Надо разрабатывать информационные сервисы и контенты для учащихся и студентов естественно-научных, прикладных и гуманитарных дисциплин. Тем более отечественный рынок учебных ресурсов развивается очень динамично.
Если говорить о методиках, образовательных технологиях, то признаем, что, несмотря на то, что мы смогли по максимуму обеспечить наши школы компьютерными классами и интерактивным оборудованием, образовательный процесс в большинстве случаев строится сегодня исключительно традиционно. Учителя работают по старинке «с мелом и доской», редко комбинируют известные способы обучения с образовательными ИТ-технологиями.
Нужно изучать передовой опыт, смелее экспериментировать. Тем более что при министерстве образования республики создан экспертный совет по вопросам информатизации, а также рабочая группа по электронному образованию.
На прошлом заседании Совета по развитию электронного образования было решено разработать концепцию и план мероприятий – «дорожную карту», как сейчас говорят – по развитию системы электронного образования в республике до 2017 года. А во исполнение прошлогоднего Послания Президента республики Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана в рамках действующих государственных программ было поручено разработать и утвердить подпрограмму развития системы электронного образования в республике на период до 2017 года, определив объемы и источники финансирования. К сожалению, реальных шагов по исполнению этих поручений я не вижу. Может быть, вы сегодня мне скажете о том, что сделано. Но нам не надо дожидаться контрольных сроков для представления отчета. Надо работу вести постоянно. Если у нас не хватает какого-то связующего звена или людей, то давайте мы сегодня пообсуждаем и этот вопрос – как нам правильно организовать работу.
Я поручаю Правительству республики вместе со всеми заинтересованными сторонами активизировать работу по разработке этих документов. Это чрезвычайно важно.