Финал IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) убедительно доказал: надежная техника в умелых руках творит чудеса. В умелых руках недостатка не было. Чемпионат, проходивший в Уфе с 25 по 29 августа, собрал более 1 800 участников профессиональных образовательных учреждений.
Надежную и современную технику представил платиновый партнёр финала компания Volvo Construction Equipment (Volvo СЕ) совместно с официальным дилером «Ферронордик». Юные механики, соревновавшиеся в компетенции «Обслуживание тяжёлой техники», смогли продемонстрировать свои умения и навыки на новейших машинах и агрегатах.
Путевка в жизнь
Участники прибыли в Уфу из 85 субъектов России для подтверждения своего мастерства в 105 компетенциях. За победу в компетенции 49 «Обслуживание тяжёлой техники» боролись молодые специалисты из Москвы и Подмосковья, Краснодарского края, Красноярского края, Татарстана и Сахалина.
Они должны были выявить и устранить внесенные неисправности, продемонстрировать умение пользоваться измерительным, диагностическим, специальным и слесарным инструментом, способность правильно тестировать машину до и после ремонта, спецификациями, документацией, не забывая о технике безопасности.
Для выполнения заданий впервые в России был представлен экскаватор Volvo EC55D. Соревнования включали следующие модули: системы запуска дизельных двигателей, электрические и электронные системы, гидравлические системы, системы хода гусеничных машин, механика агрегатов и точные измерения.
На выполнение отводилось 15 часов, по три часа на каждый модуль. Участник проходит их последовательно: не выполнив одно задание, невозможно приступить к следующему. Каждый модуль оценивался по 70 критериям.
В их числе — техника безопасности, точность измерений и умение правильно пользоваться инструментом, логика и последовательность поиска неисправностей, правильность использования технической документации и другие.
«Все решения должны приниматься только на основе сопоставления полученных данных, а не по наитию: «нечему гореть или нечем поджечь», — говорит старший технический специалист Volvo CE, международный эксперт на WordSkills Russia в компетенции «Обслуживание тяжелой техники» Александр Штин.
«Какие-то запчасти могут не соответствовать спецификации, где-то обнаружится течь, некоторые компоненты могут быть откручены – все это предстоит выявить посредством анализа спецификации, замеров приборов и визуального осмотра агрегата. Только тогда можно приступать к выполнению задания, пояснил специалист.
Независимо от подготовки участников все задания одинаковы, как и инструмент и документация. Проверяется способность работать руками и головой. Действия участников оценивают независимые эксперты и представители регионов.
«Независимый эксперт – это профессионал, он понимает, насколько логичен участок, поскольку знает машину, что называется, руками», — говорит Александр Штин. «Что до регионального эксперта, то он видит эту машину впервые в жизни и не может быть предвзятым. Ценность его присутствия в том, что он увезет этот опыт к себе и перенесет его на свои региональные чемпионаты.
Задания засекречены до самого последнего момента с целью максимально приблизить их к «боевым» условиям: представьте, механик приезжает в поле, не зная заранее, почему машина встала. Поэтому необходимые навыки целесообразно предварительно отработать «на берегу».
Чисто визуальной оценки недостаточно: допустим, снят разъем, зачем и кем неизвестно, то ли это диверсия, то ли некачественная подготовка машины к работе. Участник должен понять, почему он снят, проверить соответствие соединения по схеме, соединить и только потом двигаться дальше.
Практическая работа чрезвычайно важна. Одно дело – учить теорию, сверяясь со схемой, и совсем другое – соединить свои знания с практическим пониманием того, как циркулируют жидкости, срабатывают клапана.
Найти регулировочный узел на схеме легко, а вот под капотом – вряд ли. Некоторые просто опасаются подходить к машинам, поскольку в регионах нет техники, на которой можно практиковаться. Ответственности добавляет и то, что каждый имеет только один шанс показать себя в деле: вторая попытка на следующий год не предусмотрена.
Наша задача – не только выявить лучших, но и максимально поднять престиж профессии. Мы стараемся развенчать стереотип о том, что автомеханик – это грязная, физически тяжелая работа «надел перчатки и полез». Это квалифицированный сотрудник, образованный, знающий, думающий, настоящий сервисный инженер.
Нас часто спрашивают, как мы относимся к женщинам в профессии. Отвечаю: «всячески приветствуем. И если будут желающие, мы с радостью примем их на чемпионате. Присущие женщинам рассудительность и аккуратность – лучшие качества для такой работы в сочетании с правильной комплектацией инструментов, это не настолько физически тяжело».
Говоря о присутствии независимых экспертов, надо отметить, что многие здесь же на месте присматривают для себя будущих сотрудников. К примеру, лауреат мирового чемпионата WorldSkills, проходившего в Казани в 2019 году, Данил Пронин получил предложение о работе в «Ферронордик» вскоре после мероприятия. Так что для многих участие в чемпионате может стать путевкой в жизнь.
«Мы рады сотрудничеству»
«Сотрудничество Volvo Construction Equipment и WorldSkills началось в 2017 году в Краснодаре в рамках V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» – 2017 и длится уже пятый год», — рассказала руководитель отдела маркетинга Volvo CE в России и СНГ Виктория Фомина.
«После сложного 2020 года, когда мы проводили соревнования в дистанционном формате без зрителей в одном из технических центров нашего дилера, компании «Ферронордик», мы рады поддержать вновь полномасштабный формат.
В этом году мы приложили максимум усилий не только в поддержке самой компетенции, но и в создании интерактивной зоны для гостей мероприятия. Впервые мы застроили зону Try-a-Skill, представив на ней все подразделения Volvo Group: Volvo CE, Volvo Trucks и Volvo Penta, чем привлекли широкое внимание публики и партнёров.
Мы рады выступать партнёром таких значимых для нашей страны и нашей отрасли соревнований и помогать нынешним студентам в следовании современным тенденциям развития техники и технологий.
Мы, предвидев динамику и направления развития отрасли согласно стратегии Volvo CE, поняли, сколь высококвалифицированные кадры потребуются для работы с техникой. Уже сейчас высокотехнологичные компании выпускают все больше инновационных машин, оснащенных передовыми интеллектуальными системами», — отметила руководитель отдела маркетинга.
Для обслуживания такого сложного оборудования требуются компетентные специалисты нового формата – с углубленными знаниями в области электрики и электроники. Движение WorldSkills помогает воспитывать таких специалистов и бороться с дефицитом профессиональных кадров в отрасли.
Достаточно нажать на кнопку
На стенде компании Volvo в зоне Try-a-Skill были представлены самые передовые разработки, как, например, компактный экскаватор EC55D.
Машина массой от 5,4 до 5,7 тонны оснащена двигателем Volvo Tier 3 мощностью 36,5 кВт, усовершенствованными гидравлической системой, системами охлаждения и управления, которые обеспечивают высокие рабочие характеристики и отличную топливную экономичность.
Такая машина незаменима в городской среде. Для нее не существует характерных для более крупной техники «мертвых» зон. Многофункциональность и мобильность удивительным образом сочетается с простым функционалом управления: легким движением руки команда с джойстика отправляется на сервер. За движение стрелы отвечает отдельная кнопка на джойстике, ковшом командует рукоять «на себя/от себя», как в самолете.
Имеется и другая защита: с помощью отдельного рычага все функции блокируются, и пока он опущен, ничего сделать нельзя даже при заведенном двигателе.
Возможность тест-драйва подтвердила все качества машины, способной выполнять поистине ювелирные действия. Так, корреспонденту ToDay News Ufa удалось без особого труда снять ковшом с дорожного конуса футбольный мяч и перенести его в стоящее рядом ведерко. Разумеется, все операции производились под чутким руководством специалиста и по его указаниям, главными из которых было «плавненько, осторожненько, медленно» — непривычно для тяжелой техники.
На воде и на суше
Отдельного внимания заслуживает созданный в компании симулятор швартовки катеров и яхт Volvo Penta. Устройство предназначено как для новичков, так и опытных судоводителей, поскольку значительно упрощает процесс и делает его гораздо более безопасным. Компьютерный процесс позволяет «рулить» лодкой буквально двумя пальцами. Команда отдается через джойстик, передающий ее на компьютер, который посылает управляющий сигнал двигателю.
Капитан может осуществлять маневры «вперед-назад», швартоваться боком, то есть доверить искусственному разуму все те действия, которые люди зачастую боятся совершать самостоятельно. По признанию самих разработчиков, в компании занимались устройством несколько лет, оттачивая настройки, в том числе систему безопасности. Убедиться в достоинствах системы была возможность у всех желающих посредством тренировки на симуляторе.
Также все гости WorldSkills Russia могли изучить устройство дизельного двигателя Volvo Penta D5 и познакомиться с седельным тягачом Volvo FH из нового модельного ряда. Грузовик с колесной формулой 6х4 и вторым подъемным мостом в задней тележке оснащен 13-литровым топливоэффективным двигателем экокласса «Евро-5» мощностью 460 л.с., а также АКП I-Shift с программным обеспечением для экономичной езды.
Для повышения энергоэффективности, беспроблемного запуска ДВС в любую погоду и автономного комфортного нахождения водителя в кабине Globetrotter машина оборудована системой сдвоенных аккумуляторов. В такой конфигурации седельный тягач Volvo FH оптимален для эксплуатации в транспортно-строительной и лесозаготовительной отраслях.
За штурвалом — профессионалы
«Одна из наших основных задач — воспитание молодых грамотных механиков. В последние несколько лет остро ощущается нехватка сервисных инженеров для тяжелой техники. Будущие кадры помогут правильно эксплуатировать машины, чтобы она выдавала все, на что способна, безотказно работала и радовала», — говорит Александр Штин.
«Мы видим, что уровень конкурсантов растет с каждым годом. Это видно по количеству участников и регионов, все сложнее становятся задания, ребята приезжают все более подготовленными. Радует, что в их действиях появляется логика, вырабатывается систематизация процесса диагностики и поиска неисправностей.
Очень важно и повышение престижа рабочих специальностей. Работа механика десять лет назад и сейчас – это две большие разницы. Наши сервисные инженеры действуют в комфортных условиях даже на улице. Поэтому я надеюсь, что будущие абитуриенты, посмотрев на текущие состязания, смогут сделать правильный выбор.
В будущем году мы надеемся предложить конкурсантам еще более интересную программу. Компания вводит в эксплуатацию два первых электрических компактных погрузчика с полноценным электроприводом. Таким образом мы опережаем мировые планы отказа от ДВС. По производительности они не уступают дизельной технике. Что касается обслуживания, то это дешевле в разы за счет отсутствия расходников – ГСМ, масляных фильтров, да и сама по себе электроэнергия стоит меньше дизтоплива. Если рассматривать долгосрочную перспективу, то стоимость таких машин будет снижаться.
Думаем мы и о развитии зарядной инфраструктуры. С каждым годом технологии совершенствуются, но уже сейчас наш электропогрузчик после 4 часов непрерывной работы способен зарядиться за час, пока механик обедает», — заключил Александр Штин.
Электричество как эволюция
В рамках деловой программы Volvo провела конференцию «Эволюция технологий и машин будущего. Специалисты будущего». Об электрификации и автоматизации техники, передовых решениях, позволяющих уменьшить негативное влияние на окружающую среду, о сервисном обслуживании рассказал Олег Шельдешов, региональный менеджер по послепродажному обслуживанию Volvo CE в России и СНГ. «Будущее отрасли невозможно представить без высококвалифицированных кадров. Поэтому сервисным специалистам необходимо активно развивать компетенции и знакомиться с новыми технологиями. Уже сейчас машины, оснащенные «умными» системами помощи операторам, например Co-Pilot, пользуются большим спросом у российских клиентов.
Инновационные решения позволяют осуществлять полную диспетчеризацию парка техники, анализировать рабочие процессы, управлять ими, улучшая показатели производительности и топливной эффективности, что очень нужно бизнесу.
Для обслуживания и планового ремонта машин, оборудованных подобными системами, требуются профессиональные механики, способные грамотно произвести диагностику техники, оперативно выявить и устранить неисправности.
К тому же в будущем нас ждет глобальный переход от использования техники на дизельном топливе к эксплуатации более экологичных электрических машин. Все это повлияет на профессию механика, которая станет еще более сложной и востребованной», — заключил Олег Шельдешов.
Результаты соревнований оставались интригой до последнего момента. Золотую медаль завоевал Иван Горбунов из Москвы, серебряной наградой был отмечен Леонид Митропольский из Сахалинской области, обладателем бронзовой медали стал Илья Попов из Краснодарского края. Матвей Логинов из Подмосковья выполнил все задания согласно производственным стандартам и получил медальон за профессионализм.
На предстоящем европейском чемпионате EuroSkills, который будет проводиться с 22 по 25 сентября в Австрии, Россию представит Игорь Лешуков – победитель финала национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) – 2019, проходившего в Казани.