Несколько российских банков начали взимать комиссию с физлиц, решивших досрочно забрать средства с открытых ими вкладов. Если клиент потребовал деньги в первые 30 дней после открытия, то комиссия составит 0,5% от суммы вклада, в первые 10 дней — 2%. В зависимости от банка комиссия колеблется от 1 до 10%. По данным СМИ, на сегодня сбор производится в Мастер-банке, Банке Москвы и МДМ-банке. Возможно, подобным образом действуют и многие другие организации.
Комиссии взимаются в том случае, если клиент решил закрыть свой вклад, средства на которые зачислялись безналичным путем, досрочно в течение 10-30 дней после открытия.
Специалисты называют введение сборов новым средством борьбы с незаконной схемой обналичивания. А именно, по рассказам банковских экспертов, когда изначально на депозит вносится незначительная сумма наличными, а затем средства, которые необходимо обналичить, перечисляются от фирмы-однодневки на депозитный счет физлица, откуда клиент их и снимает, а ведь банк обязан по закону вернуть сумму вклада по первому требованию в полном объеме.
Как объяснил зампред правления Витас-банка Сергей Сергеев, именно поэтому банки воспользовались проверенным средством — дополнительными комиссиями, причем специалист не видит здесь нарушения законодательства.
«При досрочном закрытии вклада средства с него переводятся на текущий счет клиента, а при снятии средств с него комиссию начислять можно, клиент изначально соглашается с таким условием, подписывая два договора, а также соглашаясь с тарифами, установленными банком, поэтому нарушения законодательства в этом нет», — считает он.
Тем не менее с юридической точки зрения такой способ сбора комиссии является сомнительным. Они отмечают, что любая комиссия — это вознаграждение банка за оказание некой услуги. Но в случае с возвратом средств по вкладу речь идет не об услуге, а об обязанности банка. Таким образом, фактически банк взимает деньги за выполнение своих обязанностей. Кроме того, открытие банками текущего счета одновременно с депозитным не является необходимым для открытия вклада, это можно расценивать как навязывание допуслуги, считают правозащитники.
По словам директора ЗАО «Городской центр правовой защиты» Сергея Липатова, существуют два варианта, когда банк оговаривает свои условия. Первый — организация высылает по почте оферту с предложением изменить некоторые пункты договора, что является уведомлением для клиента, на которое необходимо дать ответ. Второе — ссылка на сбор указана при заключении договора с гражданином, возможно в брошюре, которая потом, как правило, теряется, и клиент так и не узнает о некоторых нюансах.
— По любому договору много нюансов. Вполне возможно, что банки поступают со своей стороны законно. Это аналогично с историями про кредитные карты, когда граждане берут 60 тысяч рублей, а возвращают 120 тысяч, то есть попадают под огромные проценты. А получается это из-за того, что многие не хотят читать договор и вникать в суть условий. Если вы не понимаете специализированных терминов, то сходите к специалистам-юристам, которые «по полочкам» разъяснят, чем вы рискуете. Уверяю, много с вас не возьмут, а потерять вы можете гораздо больше, — отмечает С. Липатов.