Агрострахование решит проблему фермеров
Агрострахование является действенным инструментом обеспечения финансовой устойчивости сельскотоваропроизводителей. В России данный сегмент страхования находится на начальной стадии своего формирования. В прошлом году, когда крестьян постиг неурожай, руку помощи аграриям протянуло государство, тогда как оказывать поддержку сельскому хозяйству при возникновении неблагоприятных ситуаций должно не только оно. Надежным инструментом возмещения потерь сельхозпроизводителей при объективных рисковых обстоятельствах природного характера во всем мире выступает агрострахование.
По словам исполнительного директора Национального союза агростраховщиков Александра Пилипчука, ситуацию на современном этапе развития системы сельскохозяйственного страхования в России в целом можно оценить положительно. «Вместе с тем, несмотря на значительную позитивную динамику в развитии сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, сегодняшний уровень его развития все еще не позволяет говорить об использовании этого инструмента в качестве системного института развития агропромышленной отрасли, с тем спектром возможностей, которые широко задействованы в международной практике. Низкий охват сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет говорить об отсутствии системы комплексной страховой защиты производства сельскохозяйственной продукции в рамках всей отрасли сельского хозяйства и на территории всей страны», — объясняет он.
Почему нет?
По словам экспертов, одним из главных препятствий для развития системы агрострахования, несмотря на объективно высокие в условиях наших климатических зон сельскохозяйственные риски, является тяжелое финансово-экономическое положение большей части потенциальных страхователей. Большинство компаний просто не может себе позволить изымать деньги из оборота для оплаты взносов. По действующим правилам господдержки страхователь не может получить рассрочку по оплате страховой премии и должен заплатить стопроцентную сумму, и только после этого может рассчитывать на получение компенсации из бюджета. А оплата должна производиться как раз тогда, когда средства больше всего нужны на посевные работы. Кроме того, из-за высоких рисков страхования урожая страховые тарифы для фермеров непомерно высоки, а страховщики, по той же причине, не намерены их снижать.
Еще одним сдерживающим фактором, по мнению экспертов, является то, что действующая система государственной поддержки страхования основана на недостаточно четких и эффективных условиях, включая важнейший элемент страхования – оценку рисков. Именно оценка рисков определяет затраты на страхование и гарантирует исполнение страховщиками обязательств по выплате возмещения.
Участники рынка соглашаются, что в настоящее время сектор агрострахования испытывает кризис доверия. Это также тормозит развитие агрострахования.
Решение проблемы
«Международный опыт и мировая практика сельскохозяйственного страхования подтверждает, что только при участии государства возможно построение эффективной системы страхования сельскохозяйственных рисков. А с учетом того, что большая часть территории РФ находится в зоне рискованного земледелия, эффективность сельскохозяйственного страхования может быть обеспечена только при условии государственной поддержки, — говорит Пилипчук. — Для дальнейшего развития агрострахования с государственной поддержкой необходимо совершенствовать существующую систему страхования сельскохозяйственных рисков, вовлекать в страхование большее количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, только такой подход обеспечит стабильность социально-экономического развития села».
5 июля Госдума приняла в третьем чтении проект ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования». Как считает Минсельхоз России, который и выступил одним из разработчиков законопроекта, документ «предусматривает новации, которые снижают финансовую нагрузку для государства в возмещении затрат на ликвидацию последствий крупномасштабных природных рисков и позволяют эффективно организовать процесс сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой».
Новый подход должен обеспечить условия финансовой устойчивости системы агрострахования, защитить права и интересы страховщиков, сельхозтоваропроизводителей и государства в сфере страхования сельскохозяйственных рисков, создать дополнительные возможности для их перестрахования.
«Планируемые изменения в российском законодательстве позволят «модернизировать механизм сельхозстрахования и построить эффективную, прозрачную, работоспособную систему в интересах обеспечения экономической устойчивости национального сельского хозяйства и большей доступности страхования для российских сельхозпроизводителей», — комментирует Пилипчук.
Также в министерстве сельского хозяйства обсуждаются изменения концепции агрострахования. Возможно, через некоторое время оно станет обязательным для всех сельхозпроизводителей. «В российском аграрном секторе должно быть введено обязательное страхование, чтобы покрытие убытков обеспечивалось исключительно за счет страховки», — заявил глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Он считает, что необходимо создать такой механизм страхования, при котором сельхозпроизводители рассчитывали бы на государство только в особых частных случаях.
Сегодня страхование сельхозтоваропроизводителей является добровольным, договор страхования может быть заключен как на условиях предоставления государственной поддержки (субсидируется до 50% от размера оплаченной премии), так и без нее. Страховаться без субсидирования части оплаченного взноса могут себе позволить немногие сельхозтоваропроизводители. В основном, договоры страхования за счет собственных средств заключают крупные хозяйства.