Обычно голливудские студии действуют по хорошо проверенной схеме, согласно которой для успеха фильма нужны всего несколько компонентов: понятный и «цепляющий» сюжет, красивая картинка, именитый режиссер и «звезды» в главных ролях. Частое использование «формулы успеха» привело к тому, что Голливуд называют фабрикой, а производство картин — штамповкой. Но иногда появляются фильмы, противоречащие этим правилам.
Одним из таких исключений стала работа французского режиссера Мишеля Хазанавичуса — «Артист». Сюжет картины переносит нас в Голливуд 20-х годов, в эпоху расцвета немого кино. Главный герой Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) — звезда, перед которой расстилают красные дорожки, он наслаждается пиком своей славы, не подозревая, что когда-нибудь будет иначе. Но все изменилось с появлением звука. В новом кино нет места старым мастодонтам, и его карьера с грохотом катится вниз.
Фильм больше интересен своей формой, нежели содержанием. Прекрасная стилизация под старое немое кино, эта черно-белая история не зря завоевала множество наград. Не претендуя на историческую достоверность, лихо играя с законами пространства и времени, трагикомедия «Артист» получилась замечательной и изысканно легкой. Смотреть, не сопереживая героям, просто невозможно. Во многом это заслуга актеров, исполнивших главные и второстепенные роли. Они превосходно сумели обойтись одной лишь мимикой и артикуляцией, чтобы передать зрителю атмосферу и глубину событий.
Признание «Артиста» ставит кинематограф в некоего рода тупик. Годами мы могли наблюдать на экранах, как взрываются планеты, падают астероиды, воюют пришельцы и бегают огромные роботы. Видели, как эволюционируют визуальные эффекты, превращая кино в искусство ради искусства. Главное место все больше отводится монтажу, отчуждая работу актеров и режиссеров. И вот, спустя столько лет гонки за красивой картинкой, аудитория стоя аплодирует простому черно-белому фильму, с линейным сюжетом. Похоже, зрители устали от бесконечных видеорядов и жаждут видеть настоящее кино. Он не станет классикой — «Артист» так и останется маленькой отдушиной для уставших от блокбастеров и не сумевших найти себе место в психоделическом арт-хаусе зрителей.
В нем есть даже что-то пророческое. Когда-то ушло из жизни немое кино. Сегодня на наших глазах идет война двухмерного и трехмерного форматов. Возможно, спустя 80 лет наши внуки будут смотреть стилизованный двухмерный фильм о каком-нибудь режиссере, который отказался работать с 3D-камерой.