9 мая во время показательного полета в Джакарте российский самолет Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100) пропал с радаров. На следующий день поисково-спасательная группа обнаружила обломки лайнера. Судно в условиях плохой погоды при совершении маневра врезалось в склон горы Салак. На борту самолета находились 45 человек — граждане пяти стран, включая восьмерых россиян, сотрудников компании «Гражданские самолеты Сухого». Выживших в авиакатастрофе нет.
Sukhoi SuperJet 100 выполнял первый демонстрационный тур по странам Восточной Азии — 3 мая самолет участвовал в выставке KADEX-2012 в Казахстане, 5 мая был в Пакистане, 7 мая — в Мьянме. Показательный полет в Индонезии обернулся трагедией. Судно вылетело из аэропорта Джакарты, через полчаса связь с самолетом была потеряна. Незадолго до этого командир экипажа летчик-испытатель Александр Яблонцев запросил разрешение на снижение до 1,8 км. На высоте 1,6 километра SSJ 100 врезался в западный склон горы Салак. Через день обломки самолета и тела пассажиров обнаружили индонезийские спасатели. На борту самолета находились 45 человек, их имена известны. Пассажиры и экипаж лайнера были застрахованы в «Росгосстрахе» на 300 млн. долларов.
Сейчас эксперты выясняют причины катастрофы. По факту крушения лайнера СК РФ возбудил уголовное дело. Следователи проверят, насколько тщательно судно и экипаж готовили к турне по Азии. Технический персонал и представителей «Сухого» ждет допрос. Между тем в Центре подготовки авиаперсонала в подмосковном Жуковском смоделировали последний полет SSJ-100. Эксперты, проводившие эксперимент, сошлись во мнении, что причиной катастрофы стал человеческий фактор.
Трагедия уже породила опасения за судьбу разработки, считающейся в последние годы надеждой российского авиапрома. Несомненно, происшествие нанесло удар по его имиджу. Однако эксперты считают, что до установления причин катастрофы официальной комиссией делать выводы о дальнейшей судьбе проекта рано, и тем более «хоронить» эту модель не стоит.
«Делать выводы о перспективах самолета преждевременно, потому что мы пока не знаем, что произошло. Говорить, что одна такая неудача повлияет на судьбу модели, не стоит. То, что предполагаемые контракты с Индонезией перешли в замороженное состояние, это естественно, потому что было бы странно делать вид, что ничего не произошло. Нужно дождаться результатов экспертиз, но, в общем и целом, мне кажется, тут не должно быть никаких сомнений», — говорит главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.
Схожей точки зрения придерживается пилот 1-го класса гражданской авиации Вильмир Газиев. «Думаю, трагедия эту модель не «похоронит». Это очень хороший самолет, соответствующий мировым стандартам. Техническим оснащением он во многом превосходит наших сегодняшних оппонентов — старые боинги, аэробусы. Такие трагедии случаются, но на продажи самолета они никак не должны повлиять», — считает он. Газиев отмечает, что такие трагичные случаи, как правило, происходят именно на показательных полетах. «Праздность, которая сказывается на настроении пилотов, диспетчеров, губительна», — подчеркивает он.
В истории мировой авиаиндустрии есть примеры, когда авиалайнер, пережив катастрофу, впоследствии становился популярной и продаваемой моделью на рынке. Так, в 1988 году во время демонстрационного полета на авиашоу во Франции потерпел крушение лайнер Airbus А-320. Сейчас это самый продаваемый самолет в мире.