В этом году в республике отмечается увеличение количества жалоб от потребителей на качество предоставляемых товаров и услуг. Рост по сравнению с прошлым годом составил почти 29%. Как отмечает ведущий эксперт Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по республике Татьяна Русинова, в первую очередь жители жалуются на нарушение правил продажи и качество продовольственных товаров.
— На нарушение правил продажи отдельных видов товаров поступило 2768 заявлений. В них входят жалобы на качество мебели, строительных материалов, автомобилей, текстильных, меховых изделий. В эту категорию входит очень много товаров. И этот большой сектор проверяется в первую очередь, — заявила Русинова.
Также значительная доля жалоб сконцентрировалась в секторе жилищно-коммунального хозяйства. Это и несвоевременный вывоз мусора, и организация свалок возле дома, и затопление подвальных помещений и многие другие. Определенный объем обращений связан с жалобами на шумовые факторы от инженерного оборудования жилых домов — лифты, технологическое оснащение помещений общественных организаций, шум от строящихся объектов.
Эксперты отмечают, что на сегодня сложились определенные проблемы в банковской сфере. В связи с этим в отделение также приходит огромное количество обращений. Финансовые организации предлагают населению многочисленные программы, разобраться в которых бывает затруднительно, особенно когда некоторые условия договора мелко прописаны. В итоге гражданину приходится выплачивать «неподъемные» суммы. Некоторые банки включают в договор условия, ущемляющие права потребителей. К таким, например, относится навязывание взимания комиссии за открытие и ведение ссудного счета при выдаче кредита, ограничение права на досрочное исполнение обязательств по кредитному договору — устанавливаются штрафы за досрочное погашение кредита.
Начальник Отдела по защите прав потребителей Управления по социальной поддержке населения администрации города Светлана Галеева сообщает, что в нарушениях прав потребителей виноваты не только граждане, предоставляющие услуги, но и сами потребители. «Покупатели сами иногда бывают виноваты в нарушении своих прав. Некоторые видят нарушение и просто закрывают глаза и проходят. Не секрет, что существует уличная торговля, там все в открытых витринах, там нет соответствующей маркировки, откуда закуплен товар, не понятно. Информация о продукции отсутствует вообще, а это и есть нарушение законодательства», — замечает Галеева. По ее мнению, покупая продукты в таких торговых уличных лавках, люди поддерживают торговлю этого вида. Безусловно, есть такой фактор, как недостаточная социальная защищенность, многие жители не могут покупать товары в дорогих супермаркетах, тем не менее, приобретая продукты на улице, мы «поощряем продавцов», даем им «зеленый свет». И в отдел по защите прав потребителей жители обращаются за помощью, когда их права уже нарушены.
Следует обратить внимание на то, что жалобы потребителей рассматривают с учетом предоставления всех соответствующих документов. В соответствии с № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» потребитель, чтобы обосновать свои доводы, должен приложить документ, подтверждающий факт, изложенный в обращении. К сожалению, не все граждане прикладывают документы, договоры, кассовые чеки, накладные и т. д. Поэтому подтвердить или опровергнуть факт нарушения прав человека отдел по защите прав потребителей не может. Более того, часто не указываются место покупки, фамилия и имя индивидуального предпринимателя и наименование организации. Таким образом, за 9 месяцев этого года было отказано в рассмотрении дел по 196 обращениям, в связи с тем, что не было оснований для привлечения предпринимателей к административной ответственности.
Также Светлана Галеева рассказала о том, что в республике был проведен социальный мониторинг, результаты которого показали, что 40% жителей жалуются на грубость со стороны работников торговли. Кроме того, замечается большая текучка кадров. Начальник Отдела по защите прав потребителей городской администрации отметила, что в республике необходимо проводить образовательные мероприятия, курсы по подготовке специалистов торговли, продавцов, кассиров.
В республике довольно часто ведется работа по информированию граждан по защите прав потребителей. Проводятся различные консультативные мероприятия — личные встречи специалистов и потребителей, а также консультирование по телефону. Немаловажно, что и сами предприниматели не всегда знают о том, что каким-либо образом нарушили законодательство, они также мало проинформированы. В этом случае управление также проводит прием предпринимателей и разъясняет им все права и обязанности.