Новый законопроект «Об образовании» был выставлен на всеобщее обсуждение. В ходе его рассмотрения было оставлено множество негативных комментариев. В законопроект, который коснулся всех уровней образования: от детских садов до вузов, было внесено около 11 тысяч предложений и замечаний. Мы решили пройтись по самым обсуждаемым темам.
Новый документ должен заменить два базовых закона — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное, начальное, среднее, высшее, и дополнительное.
О студентах забыли
Дискуссий, касающихся социальных гарантий студентов и преподавателей, а также введения новой «классификации» учебных заведений, было больше, чем всех остальных. Особое внимание студентов было уделено разделу «Стипендий и социальных выплат». Были предложения добавить пункт «социальные стипендии», который бы устанавливал выплаты определенным социальным группам. Относительно размеров государственных академических стипендий было высказано единое мнение: размер стипендий должен быть не ниже минимального размера заработной платы труда. По мнению граждан, для студента главное «стимул к науке» и он не должен думать о материальных сложностях.
— Необходимость корректировки в законопроект возник не на пустом месте, многие студенческие профсоюзы, в том числе и наш, проделали огромную работу над тем, чтоб проект пересмотрели. По проекту, могу сказать, что соцгарантии молодежи, студенческой среды были явно умышленно ухудшены. Объяснялось это тем, что будет экономия бюджета. Но, на наш взгляд, бюджет должен тратится на молодежь, в первую очередь на их воспитание, на их социальную защиту, — прокомментировал нам Марат Хафизов, председатель профкома студентов БГПУ им.Акмуллы.
Вузов станет меньше
Чтобы решить проблему с вузами-однодневками и серыми филиалами «ведущих столичных вузов» в регионах, в «Законопроекте» предлагают упразднить вузовские дипломы государственного образца.
Ректорскому сообществу показалось невнятным финансирование российских вузов, которое должно зависеть от среднего балла абитуриентов, поступивших к ним по результатам ЕГЭ. Чем выше балл, тем больше денег вуз должен получать из бюджета.
Школы
Самым острым остается вопрос распределения ролей понятий «обучение» и «воспитание» в школьном образовании. Партия «Единая Россия», к примеру, предлагает вынести воспитание в особый вид образовательной деятельности. Пока разработчики законопроекта успешно сохраняют в нем ценностные характеристики из прежнего закона, которые менять не нужно: обучение, воспитание, развитие.
Вызывает недоумение и масса вопросов появления общественных советов при школе. Родители и партнеры школы смогут осуществлять контроль над школьными ресурсами. В законопроекте декларируется государственно-общественный характер управления образованием, но правовые формы управления в нем не сформулированы.
Детский сад — это вам не «поел-поспал-горшок»
Еще одна важная веха закона: с принятием закона дошкольное образование должно стать первой ступенью начального образования. То есть с садика дети будут выпускаться уже полностью подготовленными к школе. Этот пункт вызвал бурю эмоций не только у молодых мам. Учитывая, что в целом по стране остается актуальным вопрос об обеспеченности детскими садами. Учитывая этот пункт закона, дошкольное образование должно быть обязательным. Но не понятно — оно для государства обязательно, в смысле его обеспечения, или для гражданина, который теперь обязан посылать своего ребенка в детсад?
Другой вопрос — кем будет нормировано образование детского сада, кто будет утверждать модельные программы?
На первый — второй рассчитайсь!
Один из самых болезненных вопросов грядущего закона «Об образовании» — новая «классификация» учебных заведений. Согласно новому законодательству, формируется иерархия учреждений, в которой присутствуют дошкольные учреждения, учреждения общего образования, учреждения среднего профессионального образования и учреждения высшего профессионального образования. В высшем профессиональном образовании учебные заведения делятся на университеты и институты. Университеты отличает то, что они занимаются не только образовательной деятельностью, но и научными исследованиями. И те, и другие могут готовить бакалавров, магистров, специалистов. Колледжи — учреждения среднего профессионального образования — могут готовить специалистов со средним профессиональным образованием и прикладных бакалавров.
Еще более кардинальные изменения ждут академии. В нынешнем законопроекте за этим названием закреплено только послевузовское образование: аспирантура и докторантура. Любопытно, что вуз, который захочет ввести аспирантуру, будет вынужден создавать при себе отдельную академию.
Новый закон также уравняет права негосударственных и государственных образовательных учреждений, в том числе финансовые – на получение госзаказа (подготовку специалистов, нужных стране, за счет бюджетных средств). То есть фактически госзаказ получает тот, кто доказал, что может лучше готовить специалистов.
Практически каждая статья проекта нового закона «Об образовании» нуждается в доработке, считают не только жители страны, но и специалисты, и эксперты, и политики. Остается только ждать, когда законопроект отредактируют и представят на суд, как оказалось, внимательной публике.