К ребенку ‒ с душой и духом

84
6 минут

На сегодня в обществе обеспечение и защита прав ребенка относится к глобальным задачам современности, в решении которых заинтересованы все государства. Очень важно, чтобы  проблем, связанных с детьми, становилось меньше, а формирование личности - в данном случае ребенка, происходило в атмосфере, где существует понимание определений «семейные ценности» и «крепкий институт семьи». Сегодня мы поговорим о том, какие приоритетные направления разрабатываются на уровне республики, с какими проблемами, прежде всего, сталкиваются органы, отстаивающие права ребенка, и обсудим другие не менее важные вопросы, на которые ответит Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан Милана Скоробогатова.

Милана Маратовна, в последнее время дети очень часто становятся объектами обсуждений, зачастую связанных с неприятными ситуациями. Как часто в нашей республике нарушаются права ребенка?

- Вопрос очень простой, и его можно изложить в тех цифрах, с какими обращаются к нам жители республики, когда нарушаются права их детей. В среднем в письменной форме около 600 обращений, в устной 3-4 тысячи, а также очень много нефиксированных вопросов, но так или иначе они решаются. Здесь самое главное - понять, что такое нарушение прав ребенка. Конечно, самую большую тревогу вызывают случаи  жестокого обращения с детьми, когда они являются предметом несчастной жизни человека. Но в этом случае есть установленные нормы закона, когда нужно ухватиться, понять. Но больше всего мою душу волнует то, что остается за гранью нашего внимания. Смысл в том, что есть случаи тяжелые - это невнимание, нелюбовь, и здесь не привлечешь к ответственности. Это может быть среднестатистическая семья, где все живут великолепно, но ребенок не получает главного - душевного тепла.

Милана Маратовна,  назовите приоритетные направления, по которым вы работаете в республике, или проекты, которые хотите реализовать.

- У нас есть основной проект - это укрепление института семьи и создание в Башкирии инфраструктуры, системы, направленной на сопровождение и помощь каждой отдельно взятой семье. В эту структуру входит возвращение в школе как обязательного предмета  семьеведения. Считаю, что очень важно, уходя из школы, иметь в базовых знаниях законы отношений. Ведь можно не знать, кто написал произведение «Отцы и дети», потому что мы можем это сделать при помощи Интернета  буквально за 10 секунд, но научиться позитивным отношениям - вот это я считаю самым важным базовым знанием, которое должен выносить молодой человек из образовательного учреждения.

На сегодня немалое количество преступлений совершается при участии несовершеннолетних детей. Поэтому в России часто говорят о ювенальном суде. Как вы к этому относитесь?

- Ювенальная юстиция, на мой взгляд, это очень интересная и нужная вещь. В республике сейчас функционируют две такие экспериментальные площадки. Одна на базе Орджоникидзевского района столицы, работает очень интересно, и еще одна такая площадка в Стерлитамаке. Смысл в том, что в ювенальном суде работает специализированный судья, то есть это узконаправленный специалист, который шире знает законы о детях, чем судьи,  имеющие практику со взрослыми людьми. Мы прекрасно понимаем, что ребенок - это особая категория, и ювенальный судья обеспечивается специалистами, которые помогают увидеть сохранность ребенка, возможность его реабилитации и наиболее глубоко понять первопричину случая, если таковой произошел, почему его привлекают к ответственности. Мое убеждение: к ответственности надо привлекать родителей. Ребенок проживает в какой- то среде, он является продолжением семьи, значит он видел эти модели поведения. Все взрослые, которые были вокруг него, практически взяли его за руки и подвели к этому преступлению. Я считаю: правильно будет, когда эту ответственность будут нести все, кто был задействован: и родители, и органы опеки, и комиссии по делам несовершеннолетних, и учителя.

Инциденты с детьми происходят не только в России, но и за рубежом. Причем в последнее время мы начали сталкиваться с этим довольно часто. Какая работа на сегодня ведется с другими странами?

- Вопросами, связанными со случаями недолжного обращения с  ребенком, проживающим за границей,  занимается Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. Благодаря ему на сегодня выработано соглашение по поводу международного усыновления с Америкой, в ближайшее время будут подписаны соглашения с другими европейскими странами, которые усыновляют наших детей. Достаточно профессионально жестко и в короткие сроки проведена работа с Финляндией, и буквально на днях Павел Астахов сообщил, что президент Финляндии дал согласие подписать соглашение на создание рабочей группы по рассмотрению каждого спорного дела, касающегося российских детей, проживающих на территории Финляндии.

Милана Маратовна, известно, что совсем недавно в городе Казань проходил VI Съезд Уполномоченных по правам ребенка. Удалось ли почерпнуть что-то новое, перенять опыт, который в дальнейшем будет применяться и у нас?

- Каждая встреча с коллегами - это опыт, потому что субъектов много, и все по-разному подходят к тем или иным задачам и их решениям. С одной стороны, это единый подход, с другой стороны - как это делает субъект, как защищает детей, является политикой индивидуальной. И в этом прелесть этого времени. Но в том числе именно это вызывает у меня некое несогласие. Я считаю, что если мы говорим о единой России, то независимо от того, где проживает ребенок, у него должны быть одинаковые права в единой стране, Федерации.

На съезде мы достаточно серьезно говорили о детях-сиротах, о профилактике, о программе «Россия без сирот». Астахов четко проговорил, что при правильном подходе за 7 лет можно минимизировать количество  детских домов,  в данном случае у нашего региона есть все шансы быть лидерами в этом направлении, потому что в таких регионах, как Екатеринбург, около 5 тысяч детей-сирот, у нас 1000 таких детей, причем у них 42-46 детских домов, а у нас 25.

Хочу добавить, что для меня, как уполномоченного по права ребенка, важно создать ресурсную базу, где среднестатистическая семья на уровне культуры и компетенции как потребности может заниматься своим саморазвитием и самостоятельно решать свои проблемы наедине со специалистами.  Важно понять, что если для тебя кто-то является ценностью, то ты ему даешь все самое лучшее, что ты можешь дать на этот момент. Хочу напомнить, что семейный кодекс очень четко прописывает:  каждый родитель несет ответственность за своего ребенка, причем в части как его психического, так и физического здоровья. Родители обязаны предоставлять ребенку то, что наработано их душой и духом. С этой позиции нам есть чем заниматься, и есть что осознанно делать.

Рекомендации по общению с ребенком от специалиста:

  • говорить своему ребенку: «Люблю тебя, несмотря ни на что»;

  • рассказывайте: о себе в их возрасте;

  • слушайте: на одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение;

  • спрашивайте: «О чем ты думаешь?»;

  • показывайте: как искать информацию, когда вы не знаете ответа;

  • выделите время: чтобы ходить в какие-то места вместе;

  • отпускайте: мысли о том, как это должно было быть;

  • отдавайте: смотрите на ребенка добрыми глазами.

Нравятся наши новости? Подпишитесь на ToDay News Ufa и читайте интересные материалы одними из первых.