Потребительский рынок является одной из самых востребованных отраслей экономики, и от него зависит дальнейший путь развития городов республики и размер поступления денежных доходов в региональный бюджет.
По показателю оборота розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг на душу населения Уфа на протяжении последних пяти лет входит в тройку городов — миллионников России и занимает первое место среди региональных центров Приволжского федерального округа. Стоит отметить, что по итогам 2009 года наблюдалось снижение объемов оборота общественного питания, а уже с 2010 года наблюдается тенденция к его повышению. К примеру, по итогам 2011 года темп роста составил 125%, индекс к товарной массе 108,3%, а доля Уфы в республиканском товарообороте заняла 59%.
В настоящее время на территории Уфы функционирует более 5,6 тысячи предприятий торговли и общественного питания: стационарные магазины, объекты мелкорозничной торговли, торговые и развлекательные центры, автосалоны и другие участники потребительского рынка. Отметим, что обеспеченность населения города торговыми площадями уже преодолела установленный правительством республики норматив в 903 кв. метра на 1000 жителей и составляет на 1 января текущего года 1010 кв. метров. Однако, несмотря на все перечисленные положительные показатели, по некоторым пунктам столица республики выделиться пока явно не может. В частности, речь идет о развитии гостиниц и ресторанов.
— По показателю посадочных мест и в плане открытия новых ресторанов мы отстаем от ряда городов. Эту тему необходимо развивать: реконструировать старые объекты, открывать новые. Мы также отстали по гостиничному бизнесу. У нас практически нет мировых гостиничных брендов. Сегодня администрация активно решает эту задачу, — отметил заместитель главы администрации ГО г. Уфа Марат Галиуллин.
К сведению: обеспеченность в общедоступной сети на 1000 жителей составляет в Уфе 30,3 посадочных места. Этот показатель ниже, чем в таких городах, как Екатеринбург, Казань, Пермь, Самара, Волгоград.
Как подчеркнула начальник управления потребительского рынка администрации Уфы Ирина Рублева, развитие ресторанного бизнеса является «лакмусовой бумажкой» нашей экономики.
— Чем устойчивее экономика, чем больше зарабатывают люди, тем больше они понесут денег в рестораны. У нас на рынке, в основном, идет развитие демократических ресторанов, они и выживают. Эти рестораны демократичны по чеку, и туда можно спокойно пойти без вечернего платья. Более элитные, конечно, есть, но они у нас довольно быстро закрываются, — сообщила И. Рублева.
Безусловно, развитие ресторанного бизнеса в городе регулирует рынок. Потребность в дорогих и элитных заведениях зависит от покупательской способности нашего населения. А пока опросы жителей показывают, что граждане нуждаются в предприятиях общественного питания семейного типа, и горожане желают, чтобы их сделали более доступными по ценовой политике. Кроме того, существует спрос и пожелание открыть в Уфе детские рестораны, что с точки зрения предпринимателей не вполне выгодно в плане финансовой прибыли.
В текущем году власти планируют выделить на развитие предприятий общественного питания, торговли, бытового обслуживания более двух десятков площадок. А в некоторых объектах, которые в настоящее время продолжают свою работу, будут проведены капитальный ремонт и благоустройство прилегающих территорий. Такая активная деятельность, прежде всего, связана с подготовкой предприятий потребительского рынка к проведению крупных спортивных мероприятий: это летний чемпионат мира по биатлону, молодежный чемпионат мира по хоккею, VI зимние детские спортивные игры.
Кроме того, особенностью этого года является реализация федерального закона, который ограничивает с 1 июля продажу пива в нестационарных торговых объектах (киоски, павильоны и другие).
— Так, продажа пива будет запрещена практически в 430 павильонах, находящихся на остановках, мы их называем «остановочные павильоны». Начиная с 1 января 2013 года, продажа этого продукта будет запрещена во всех нестационарных торговых объектах. Многие предприятия торговли, находящиеся в этих объектах, будут перепрофилированы и поменяют свою специализацию. Работа началась, и она активизируется к лету, — заявил заместитель главы администрации ГО г. Уфа Марат Галиуллин.
Добавим, что предпринимателям, которые захотят каким-либо образом избежать пункта закона, придется столкнуться с представителями полиции, так как ситуация с продажей пива будет активно отслеживаться. По последним данным, нестационарные торговые объекты в Уфе занимают 39 тыс. кв. метров, что составляет 4% всех торговых площадей в городе.