Сегодня, как и в последнее десятилетие, российское образование переживает эпоху революций. Изменения происходят на всех уровнях образовательной системы. Например, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко предложил очередной проект — введение аналога ЕГЭ для бакалавров. Он предположил, что в экспериментальном режиме такой экзамен может появиться в России в ближайшие 2-3 года. По словам главы ведомства, Единый государственный экзамен для бакалавров может проводиться в письменной форме. Предполагается, что проверять результаты будут эксперты, не имеющие отношения к вузу, в котором обучался бакалавр. А.Фурсенко отметил, что такая независимая оценка должна проводиться также с участием работодателей. При этом он подчеркнул, что исходя из опыта введения ЕГЭ в школах история с Единым экзаменом для бакалавров будет долгой.
Представители вузов и эксперты отнеслись к министерской инициативе настороженно. Прежде всего, до сих пор остается много проблем с проведением ЕГЭ в общеобразовательных учреждениях. Есть вопросы и к самой системе бакалавриата.
— Поскольку федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения, в том числе и ФГОС высшего профессионального образования, были утверждены относительно недавно, следует отметить, что в настоящее время нет достаточной апробации данных стандартов на практике, нет выпуска бакалавров, который наглядно показал бы проблемы реализации новых образовательных стандартов и возможные пути их решения, — рассказывает начальник Учебно-методического управления Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Ильдус Юлаевич Сингизов. — Поэтому представляется преждевременным проводить оценку уровня подготовки бакалавров на основе только технологии ЕГЭ.
Помимо системных вопросов, возникает вопрос о противоречии методик, применяемых в современном образовании.
— ФГОС высшего профессионального образования основаны на компетентностном подходе к процессу подготовки бакалавров и магистров, неясным является вопрос методики оценки степени освоения обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций, продолжает И. Юлаев. — Неразработанность подобных методик не позволяет применять на практике ЕГЭ для оценивания компетенций бакалавров.
Большинство опрошенных The Daily News Ufa экспертов согласились, что введение ЕГЭ для оценки знаний бакалавров требует дальнейшего серьезного обсуждения совместно с органами управления образованием, представителями образовательных учреждений, студентов и работодателей. Остается только надеяться, что данная инициатива будет действовать во благо, а не во вред.