В Уфе вновь подскочили цены на бензин. На АЗС «Башнефть» и «Башкирнефтепродукт» топливо подорожало в среднем на семьдесят копеек. Сегодня литр 92 бензина стоит 25,6 рубля, стоимость «Супер-98» – 29 руб./л., «Премиум Евро-95» – 27,6 руб./л., «Нормаль-80» – 24,2 руб./л. Владельцы автозаправок привычно ссылаются на возросшие отпускные цены топлива и говорят, что работать себе в убыток не могут.
«С 19 сентября розничные цены на топливо в среднем изменились на 2,7%. На формирование стоимости топлива влияет множество факторов. В первую очередь, это волатильность цен на нефть на мировом рынке и сложившаяся рыночная конъюнктура на оптовом рынке нефтепродуктов», — прокомментировали в ОАО АНК «Башнефть».
В соседних регионах Башкирии на автозаправочных станциях ценники поменяли пораньше. Так, например, в Челябинской области стоимость бензина выросла в среднем на рубль, в Самарской — на 1,5. По словам руководителя управления ФАС по РБ Зульфии Акбашевой, в республике цены «ползут» за нашими соседями.
«Сегодня рынок работает на то, что идет повышение. Это связано и с техническим регулированием и недостатком бензина. Мы проводим постоянный мониторинг рынка, запрашиваем причины скачка цен, и, если есть нарушения, в рамках закона ФАС России принимает меры, — говорит Зульфия Акбашева. — У нас цены государством не регулируются. В этом году ФАС внесла в правительство РФ законопроекты об обороте нефти и нефтепродуктов и о рыночном ценообразовании на них. Предлагается изменение акцизных сборов таможенной пошлины, развитие рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли, а также стимулирование открытой торговли и развития биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами. А искусственными мерами сдерживать повышение цен на топливо невозможно, это и нецелесообразно».
Рост цен на топливо нефтяные компании обычно связывают с увеличением стоимости нефти, которую закупают у других производителей для переработки на уфимских НПЗ, и которая, в свою очередь, связана с ростом мировых цен на нефть. В последние месяцы на мировых площадках нефть резко подешевела, но рынок бензина этого «не заметил».
Не зависимо от цен на нефть стоимость топлива всегда повышается. Нефть дорожает на мировом рынке — нам объясняют: «Нефть дорогая, поэтому и бензин дорогой», на мировом рынке цена нефти падает — компании говорят: «Мы потеряли на продажах нефти, поэтому должны скомпенсировать на продажах топлива». Это согласованная политика нефтяных компаний, сговор. Как такового государственного регулирования практически нет, поэтому компании самоуправничают. Если государство будет регулировать ценообразование на нефть и нефтепродукты, то возможно сдерживание цен на топливо. У государства есть рычаги воздействия», — считает директор Института нефтехимпереработки Республики Башкортостан Эльшад Теляшев.
— Объективных причин для роста стоимости бензина нет. Скорее всего, это не что иное, как нежелание розничных торговцев терять прибыль, — считает аналитик ГК FOREX Ирина Рогова. — Только АЗС нефтяных компаний могут себе позволить не повышать цены, поскольку они компенсируют потери за счет других статей. Хотя, если копнуть поглубже, можно отметить, что российские НПЗ уже давно морально устарели и демонстрируют куда меньшую эффективность, нежели зарубежные. Но эта проблема появилась не сегодня, и не вчера.
Бензин продолжает дорожать, а его качество останется низким. «Несмотря на то, что государство обязало увеличить глубину переработки и не экспортировать сырую нефть, нефтяные компании обязательства по наращиванию глубокой переработки нефти не выполнили. Сырье продавать выгоднее. Как только с июля таможенный сбор за нефть повысился, а за бензин опустился, так сразу Роснефть приняла программу модернизации одного своего нефтеперерабатывающего завода. Простое решение на поверхности», — говорит экономист Герольд Багаев.
Новый скачок цен на бензин рядовых автолюбителей не обрадовал. 24 сентября в 50 городах страны активные автомобилисты в черной одежде с пустыми канистрами вышли на митинг, с целью «выразить свой протест необоснованно растущим ценам на топливо, бездействию Правительства РФ и партии «Единая Россия».
— В феврале 2011 года Владимир Путин потребовал от Федеральной антимонопольной службы «разобраться с завышением цен на бензин». В результате цены на бензин упали на один рубль, а спустя полгода выросли на 5. Цены на топливо не снизились, более того, был искусственно создан дефицит топлива на внутреннем рынке, — говорит организатор акции, региональный представитель Федерации автомобилистов России Линар Хабирьянов.
Эксперты предупреждают, что это не последнее повышение на топливном рынке. «До тех пор, пока ситуация с российскими НПЗ не изменится, мы будем наблюдать перманентное повышение цен на топливо. И тем сильнее оно будет, чем более активный рост будет фиксироваться ценами на нефть на мировом рынке. Но все же слишком резкого роста цен, скорее всего, не произойдет, и выше 26-27 рублей литр АИ 92 вряд ли поднимется», — прогнозирует Ирина Рогова.