Раскрыта тайна портрета авторства Дмитрия Левицкого, находящегося в Третьяковской галерее.
Как сообщает ToDay News Ufa, сделать важное открытие помогли музейщикам химики и физики. Картина «Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме» была написана на холсте из трех частей, и ранее было неизвестно, все ли они принадлежат кисти мастера. Результаты исследования опубликованы в журнале Heritage Science.
Картину, написанную в 1789 году, называют шедевром зрелого творчества живописца. Кроме того, она ценна, как редкий пример детского парадного костюмированного портрета. К моменту принятия решения о реставрации полотна красочный слой был поврежден, изображение покрыто толстым слоем пожелтевшего лака. Требовалось приблизить портрет к первоначальному облику, не затронув при этом авторскую живопись.
Принадлежность основного холста кисти Левицкого не подлежала сомнению, но другие фрагменты полотна были добавлены позже. Неясность возникла из-за фактуры швов, которыми были пришиты надставки: один аккуратный, другой — грубый. И здесь на помощь пришли ученые Московского физико-технического института (МФТИ) и Института общей и неорганической химии имени Н. С. Курнакова (ИОНХ РАН).
Специалисты научного сообщества не впервые сотрудничали с Третьяковской галереей. В 2017 году между Третьяковкой и МФТИ и галереей было подписано соответствующее соглашение. Документ регламентировал разработку методов комплексных исследований произведений живописи с применением современных методов локальной диагностики материалов и наноматериалов.
Помимо ученых из МФТИ и ИОНХ РАН, в работе участвовали реставраторы, искусствоведы, технологи и химики из Третьяковской галереи. Предреставрационный анализ показал, что надставки действительно выполнены Левицким. Однако различия между полотном и надставками имелись. Характерный для работ Левицкого двухслойный грунт был выявлен лишь на основной части портрета. Но сходств оказалось больше чем различий: грунты были близки по составу и структуре. Исследователи объясняли это тем, что для работы над первой частью у художника было больше времени. Потом, когда в процессе композиция изменилась, автор решил надставить холст.
Сходный состав был выявлен и при анализе красочных слоев. Тут помог метод ИК- и КР-спектроскопии, растровой электронной микроскопии с рентгеноспектральным микроанализом. Результаты масштабного исследования подтвердили, что все три части принадлежат кисти мастера и связаны единым творческим процессом.
Подобный комплексный анализ живописи Левицкого, проведенный впервые, помог расширить представления не только о творчестве художника, но и о художественной практике русской живописи конца XVIII века. Ученые считают, что теперь отработанную и проверенную на практике методику можно применять к другим произведениям. Сегодня реставрация портрета завершается, вскоре он вернется в стены галереи.
Ранее мы писали: Пластика неподвижного: выставка современной скульптуры в Уфе.