Доцент кафедры отечественной истории БГПУ им. М. Акмуллы Рустам Алмаев был приглашен «Лигой образования» для участия в общественной экспертизе федеральных школьных учебников. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 года все школьные учебники могут быть одобрены и рекомендованы к учебному процессу лишь при условии прохождения пяти экспертиз: научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной. Общественная экспертиза учебников, которую организует Объединенный совет представителей Российского книжного союза, Общественная палата, Российское историческое общество и Российская библиотечная ассоциация проводится впервые. Группы экспертов уже сформированы, это 50 человек — специалисты по истории, праву, литературе, русскому языку и другим дисциплинам. Среди них есть учителя, преподаватели вузов, депутаты, политики, общественные деятели.
На днях Рустам Алмаев вернулся из Москвы, где в составе «Лиги образования» принимал участие в общественной экспертизе школьных учебников. В качестве общественных экспертов были приглашены кандидаты и доктора наук, учителя высшей категории, победители профессиональных конкурсов в области образования, а также родители — члены управляющих школьных советов. Преподаватель нашего вуза доцент БГПУ Рустам Алмаев, представлявший Башкортостан в единственном числе, работал в гуманитарной секции, где проводил экспертизу учебников нового поколения по истории, обществознанию, праву, экономике, русскому языку, литературе. На общественную экспертизу, проводимую впервые, возлагалась общекультурная функция – оценить ее с позиции потребителя. К ней допускались учебники, уже получившие положительные заключения о прохождении научной и педагогической экспертизы. Экспертами оценивались художественное оформление учебников, их эстетическое восприятие, удобство использования, практичность, разнообразие и качество иллюстраций, их соответствие содержанию, а также то, насколько они способствуют усвоению текстового материала, информационно дополняют его и расширяет кругозор учащихся. Оценивалось наличие в учебнике грамотного справочного и методического аппарата помогающего в работе с книгой. Особое внимание уделялось присутствию материала воспитывающего характера, способствующего развитию личности. Каждый учебник проверялся независимо друг от друга тремя экспертами, они должны были дать однозначное заключение: рекомендовать или не рекомендовать учебник к включению в федеральный перечень учебников. Лишь три положительных экспертных заключения делали учебник доступным для учеников. По итогам экспертизы можно сказать, что далеко не все учебники соответствовали заявленным требованиям, и часть из них была отправлена на доработку. Думается, что прохождение школьными учебниками трех уровней экспертиз: научной, педагогической и общественной приведет к улучшению не только работы книгоиздательств, но и к повышению качества образования в России.