Гуляя по Уфе, часто возникает ощущение, что находишься на выставке художественной коммерческой мысли. Сегодня городской пейзаж без рекламных вывесок, щитов, растяжек, билбордов и представить трудно. Реклама, как известно, двигатель торговли, а наружная реклама, по словам специалистов, одно из самых доступных и эффективных средств продвижения товара. Однако, в погоне за прибылью рекламодатели не всегда задумываются об эстетике.
— Рынок наружной рекламы сформировался. Уровень изготовления, уровень овладения современными технологиями рекламы достаточно высок, и его можно сравнить с уровнем крупных городов России, рассказывает Михаил Бреслер, преподаватель кафедры маркетинга и рекламы Башкирской Академии Комплексной Безопасности Предпринимательства при БашГУ (БАКБП при БашГУ) — К сожалению, есть проблемы с витринами. Тут вопрос не столько к рекламщикам, сколько к работникам торговли. Владельцы магазинов экономят на вывесках, а эта экономия часто портит внешний вид города.
На “рекламные наряды” Уфы предложил обратить внимание и президент республики Рустэм Хамитов. Пестрыми, назойливыми, часто безвкусными, называет глава республики рекламные вывески города. «Особенно не нравится нагромождение на зданиях вывесок с названиями контор, всевозможных фирм, фирмочек, магазинов, магазинчиков. Огромными буквами начертано «НОТАРИУС», или «КОРМ ДЛЯ СОБАК», или » РЕЗИНОВЫЕ ШЛАНГИ»», — пишет в своем блоге Хамитов. Он предлагает дизайнерам, чья прямая обязанность следить за внешним видом улиц, навести порядок в оформлении зданий, городских стен, магазинов, фирм.
— Я предлагаю восстановить общественный совет по контролю за рекламой, который существовал у нас в начале 90-х гг., — говорит Михаил Бреслер. В него входили специалисты-практики наружной рекламы, представители государственных учреждений и творческая интеллигенция. Совет выполнял роль консультативного органа. Сегодня контроль рекламной деятельности осуществляет антимонопольная служба, которая рассматривает рекламу лишь с точки зрения закона. Кроме того, сегодня у молодых дизайнеров нет возможности консультироваться с независимым общественным органом, насколько их творения соответствуют духу времени.
ЖЖ сообщество также предлагает свои варианты. Одна из идей – разработать у профессиональных российских дизайнеров единый концепт рекламы для небольших организаций. После чего разослать брэндбук нашего города по всем рекламным агентствам, чтобы это стало требованием для всех, у кого нет своего фирменного стиля.
— Возможно, создание такого единого концепта, сделает внешний вид города эстетичнее. Другой вопрос насколько реально это воплотить в жизнь. Многие организации просто не пойдут на это дело, — считает директор ООО «Имидж-Консультант» Ирина Староверова.
Чтобы город выглядел эстетично в плане рекламы, нужно поднимать общий культурный уровень в целом, — считает креативный директор L’Ecriture Альфия Ахиярова. – Нужно, чтобы поднялся культурный уровень людей, тогда как следствие поднимется и художественный уровень рекламы и всего города в целом. А помещать рекламу в какие-то рамки — это утопия. Реклама — это свобода творческого самовыражения.
В борьбе с пестротой и безвкусицей стоило бы обратить внимание и на орфографию. Сегодня город усеян ошибками. Как бы тривиально не звучало, но грамотно оформленные вывески – это лицо столицы.