Продолжаем цикл статей, посвященных Германии. Напомним читателям интернет-портала TDNU.RU, что Германия с 18 века по сей день славится Мейсенским фарфором. Наша редакция побывала на знаменитой на весь мир Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Предлагаем Вашему вниманию фотоотчет с мероприятия.
Мейсен — является маркой известного немецкого фарфора. Бренд фарфора произошел от названия саксонского города Мейсен, где впервые стал производиться фарфор в Европе.
Мейсенская фарфоровая мануфактура
В немецком городе Мейсене в 1707 году алхимик и аптекарь Беттгер сумел разгадать секрет получения фарфоровой массы, а также впервые смог разработать процессы обжига керамики и глазурей. До получения фарфора Иоганн Фридрих Беттгер, бывший пленником правителя Саксонии Августа Сильного, занимался получением золота по заказу правителя из более дешевых материалов. После провала опытов, Август разрешил Беттгеру заниматься опытами по получению фарфора под присмотром ученого Эренфрида Вальтера фон Чирнгауза. В то время только китайцы владели секретом фарфор, поэтому он ценился на вес золота.
В 1709 году Иоганн Фридрих Беттгер совместно с Чирнгаузом открыл его состав. По своим характеристикам твердый фарфор сходен с китайским фарфором, поскольку основными компонентами являются каолин (фарфоровая глина) и китайский камень, который является разновидностью полевого шпата.
Впервые изображение мейсенского фарфора было замечено в работе Жана Этьена Лиотара на картине «Шоколадница».
Мейсенский фарфор для светской Европы стал сразу же предметом культа.
Заказчиками продукции фарфоровой мануфактуры Meissen являются богатейшие семьи России и Европы, а в прошлом были Екатерина II, Карл Фаберже, князья Юсуповы, графы Строгановы и коронованные особы Европы. Некоторые шедевры мейсенской фарфоровой мануфактуры находятся в коллекциях известных музеев мира, включая богатую коллекцию в Эрмитаже.
Указ о создании «фарфоровой мануфактуры Курфюрста Саксонского и Короля Польского» был издан 23 января 1710 года, но сама мануфактура начала свою работу в мейсенском замке Альбрехтсбург с 6 июня 1710 года.
На Мейсенской мануфактуре к 1717 году была освоена техника подглазурной росписи белого фарфора нанесением кобальтовой краски, которая придавала после обжига ему яркий синий цвет.
В 1720 году хранитель секрета фарфора Самуил Штольцель привез в Мейсен известного художника, технолога и химика Иоганна Грегориуса Герольдта (1696–1775), который руководил живописной мастерской до 1765 года. Герольдт в период работы на мануфактуре разработал примерно 10000 разнообразных оттенков красок для нанесения надглазурной росписи, в основу которой входят оксиды металлов с пониженной температурой плавления, которые используются при росписи и по сей день мейсенского фарфора.
Смотритель Мейсенской фарфоровой мануфактуры — Иоганн Мельхиор Штайнбрюк первым решил защитить настоящий майсенский фарфор от имитаций и подделок. 8 ноября 1722 года он предложил использование в качестве отличительной марки подглазурное клеймо, представляющее собой скрещенные кобальтовые мечи. «Голубые Мечи» являются товарным знаком фарфоровой мануфактуры, который в обязательном порядке наносится на каждое выпускаемое фарфоровое изделие, причем данный товарный знак считается самым старым и наиболее долго используемым без перерыва.
В 1770 году, по некоторым сведениям, было ввезено в Россию 40% экспорта фарфора Meissen. На мануфактуре Meissen в конце XVIII века для производства товаров для России даже были выделены специальные дни. Во многих городах России в эти годы в условиях высокого спроса на продукцию мейсенской мануфактуры было создано множество постоянных складов мейсенского фарфора. Они находились в Москве, Полтаве, Петербурге, Киеве, Ревеле, Митаве и других городах.
Мейсенская мануфактура и его деятельность разделяют на три этапа:
1. становление (время алхимика Беттгера — изучение фарфора и создание новых красок) до 1722 года;
2. «живописный» (время художника Херольда — изготовление декоративных ваз и раскрашенной посуды) с 1722 года до 1733;
3. «скульптурный» (время скульптора Кендлера — изготовление крупных и мелких фигурок) с 1735 по 1760 годы.
Живописный и скульптурный периоды встречаются в копиях и очень высоко ценятся в старинных работах. После этих периодов на мануфактуре было мало новых разработок, поэтому большинство мастеров занимались либо копированием фарфоровых изделий других заводов, либо собственных изделий.
«Живописный» период художника Херольда характеризуется использованием ярких красок и китайских мотивов на посуде. Поскольку фарфор изначально воспринимался как восточная красота. Эскизы работ того времени содержат эскизы «драконов и петухов красных с золотом», «золотых китайцев» и рисунки различных экзотических птиц, цветов, сцен из китайской жизни и львов.
«Скульптурный» период характеризуется тем, что фарфор стал не экзотическим материалом, поскольку Кирхнер и Кендлер в конце 1720-х — начале 1730-х годов создали серию фигур животных и святых большого размера. Проблема создания больших фарфоровых скульптур состояла в том, что при обжиге фарфоровых масс рабочий материал оседал, затем деформировался и трескался, по этой причине пришлось отказаться от больших скульптур в пользу малых. Известные эскизы этого времени были скопированы позже другими известными фарфоровыми заводами: серии «обезьянья капелла», «итальянские комедианты», отдельные кавалеры и придворные дамы, крестьяне, уличные торговцы, солдаты, ремесленники, птицы и животные, мифологические персонажи, пасторали и сложные аллегорические композиции. В третьей четверти XVIII века были популярны статуэтки немецких детей, которые представлялись в образе древнегреческих богов, виноградарей и садовников, аллегорий времен года.