Крушение круизного теплохода «Булгария» вызвало множество вопросов о безопасности речных прогулок на водном транспорте Башкирского речного пароходства. Волнения возникли не только у любителей круизов. Сразу после трагедии в Куйбышевском водохранилище премьер-министр республики Азамат Илимбетов поручил провести внеплановую проверку всех пассажирских судов и усилить меры безопасности.
«Техническое состояние наших судов соответствует требованиям российского речного регистра. Каждые пять лет проводится так называемый «средний» ремонт. Кроме того, ежегодно перед началом навигации суда проверяет комиссия Российского речного регистра. Весь наш транспорт соответствует нормативам контролирующих организаций», — уверяет представитель Башкирского речного пароходства Борис Христов. — Слова Дмитрия Медведева «надо заставить судовладельцев сделать капитальный ремонт, либо вывести суда из эксплуатации» нам не подходит. Нас заставлять не надо. Безопасность пассажиров в нашей организации всегда была на первом месте».
Помимо самого транспортного средства проверку и подготовку проходит экипаж. Регулярно в учебно-тренажерном центре, в условиях, максимально приближенных к реальным, персонал теплохода проходит подготовку. Такие тренинги помогают не растеряться при чрезвычайных ситуациях на открытой воде. «Очень важную роль играют профессионализм команды. Командный состав всех наших судов имеет богатейший опыт и соответствующую подготовку», — говорит Борис Анатольевич.
После трагедии, по словам представителей компании, весь персонал прошел дополнительный инструктаж о повышении бдительности и ответственности.
«Капитанам судов уже выданы дополнительные инструкции по безопасности, они касаются действий экипажа во время непогоды. При силе ветра более 8 баллов и двухметровой волне на судне должны быть задраены все иллюминаторы, а пассажиры находиться в укрытии», — сообщили нам в Башкирском речном пароходстве.
Подробный инструктаж по правилам безопасности, эксплуатации спасательных средств, местонахождении спасательных жилетов и плотов проходят и пассажиры.
Парк Башкирского речного пароходства насчитывает 73 судна самоходного и несамоходного флота различного класса, в том числе пассажирские теплоходы 305-го проекта, построенные в Венгрии, теплоходы класса «река — море», грузовые и вспомогательные суда, которыми перевозят грузы по местным линиям и транзитом по рекам Белая, Кама, Волга, в бассейне северо-западного региона. «Судов чехословацкого производства, подобных затонувшему накануне теплоходу «Булгария», у нас нет», — говорят в компании.
Затонувшая «Булгария» вышла с причала с большим перегрузом пассажиров, что также повлияло на исход трагедии. По словам начальника службы пассажирских перевозок Ольги Стущенко, на башкирских круизных теплоходах перегруза быть не может даже теоретически. Дело в том, что в Уфе этот вид путешествий не распространен. Между тем снижения спроса на путевки в речные круизы, после трагедии на Куйбышевском водохранилище, в пароходстве не отмечают. «Поступает очень много звонков, люди интересуются годом выпуска отправляющихся в рейсы теплоходов, но массового отказа от речных путешествий пока нет», — говорит Ольга Стущенко.
Официально причина, по которой затонула «Булгария», еще не названа. «К страшной трагедии привел комплекс причин. В данном случае в цепочке безопасности вырвано сразу несколько звеньев», — считает Борис Христов.
«Булгария», следовавшая по экскурсионному маршруту Болгары — Казань, затонула на Куйбышевском водохранилище 10 июля в условиях шторма. Теплоход получил крен вправо и за несколько минут ушел на дно. Вместимость «Булгарии» составляла 140 человек, однако, по официальным данным, на ее борту находились 208 человек, часть пассажиров была не зарегистрирована. 79 удалось спастись.
Путешествия по рекам и озерам можно отнести к наиболее излюбленным способам отдыха в странах, где есть крупные реки и многочисленные озера, а также развита система каналов. В государствах Западной Европы популярны круизы по Днепру, Луаре, Рейну, Роне, Сене, Эльбе. Кроме того, для прогулок в западных странах предлагается прокат маленьких корабликов, управлять которыми может сам пассажир без какой-либо лицензии, поскольку весь инструктаж по пользованию лодкой занимает 45 минут.
На Африканском континенте популярны круизы по Нилу, в Южной Америке по Амазонке, в Северной Америке по Великим Озерам, соединенным между собой системой каналов.