7 июля гражданская авиация республики отметила 78 -ой день рожденья. Первое авиапредприятие на территории Башкортостана было создано в 1933 году постановлением совета народных комиссаров БАССР. Тогда парк состоял из четырех самолетов и базировалось предприятие в аэропорту в районе южного автовокзала. С тех пор гражданская авиация переживала времена расцвета, застоя, и вот в последние годы опять взят курс на развитие. На сегодняшний день гражданскую авиацию в республике представляют четыре предприятия – «Международный аэропорт «Уфа», авиакомпания «Башкортостан», «Уфимские авиалинии», Башкирский центр организации воздушного движения.
Развиваем местные авиалинии
В 2008 году была утверждена республиканская целевая программа «Развитие воздушного транспорта на территории РБ на 2009 – 2020 гг.». В ходе ее реализации была создана авиакомпания «Аркаим», приобретены самолеты L-410, начата реконструкция аэропортов Сибая и Нефтекамска. Летом прошлого года был открыт рейс по маршруту Уфа-Сибай-Уфа, со средней стоимостью билета в один конец 1975 рублей. Но полеты оказались не долгими. Как нам объяснили в Гострансе РБ: «Из-за сокращения светлого времени суток, по причине отсутствия светосигнального оборудования в аэропорту рейсы были приостановлены на зимний период». Однако, это не единственная причина. По результатам трех месяцев полетов, рейсы оказались убыточными. Средняя загрузка самолетов составила лишь 17 % от возможной, учитывая, что в самолетах L410 19 посадочных мест, в среднем летало 1-2 человека. Судьба самой авиакомпании «Аркаим» на сегодняшний день тоже не совсем ясна. Первоначально, разрабатывая программу развития воздушного транспорта, ставка делалась на инвесторов. Но, после кризиса, инвесторы идут не охотно. «Авиакомпания «Аркаим» сегодня находится на стадии становления, развития. Сейчас разработана программа приобретения в лизинг «Боинга»», — рассказал главный специалист-эксперт Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Геннадий Янтимиров.
Будущее авиаперевозок в города Сибай и Нефтекамск тоже под вопросом. Что касается аэропортовой деятельности, по словам генерального директора ОАО «МАУ» Рамиля Тимиргазина, аэропорты Сибая и Нефтекамска доведутся до требований федеральных авиационных правил и через месяц-два будут готовы для эксплуатации. «Будут туда рейсы или нет – это вопрос к авиакомпаниям, а со стороны аэропорта готовность приема Сибая и Нефтекамска будет обеспечена», — подчеркнул Рамиль Габдрахманович.
Возобновление полетов возможно будет после привлечения заинтересованных авиакомпаний к выполнению рейсов. «В настоящее время ОАО «МАУ» и администрация городов Нефтекамск и Сибай ведут переговоры с авиакомпаниями ООО «ПКФ «КАТЭКАВИА», ООО «ЮТэйр-Экспресс», ОАО «Казанское авиапредприятие»,ООО «Авиакомпания «Аркаим», ОАО «Костромское авиапредприятие» об открытие авиарейсов из этих аэропортов», — сообщили нам в Гострансе республики.
Службы маркетинга аэропорта «Уфа» провели анализ спроса на данные направления. «Авиация достаточно дорогой вид транспорта, расстояние маленькое, инфраструктура в республике развита, поэтому пока 100% спроса нет», — объяснет Рамил Тимиргазин.
«Уфимские авиалинии»
«Уфимские авиалинии» представляют малую авиацию нашей республики. Сегодня авиакомпанию представляют 14 самолетов АН-2 , 10 вертолетов американского производства «Робинсон 44» и немецкий вертолет ВИП обслуживания «Еврокоптер». «На наших воздушных судах мы традиционно выполняем работы по республике — это круглосуточное дежурство по спасательному обеспечению, дежурство по оказанию срочной медицинской помощи населению, выполняем авиационно-химические работы , мониторинг нефтегазового комплекса, осуществляем ежедневное патрулирование нефтепроводов », — рассказывает гендиректор ЗАО Авиационная компания «Уфимские авиалинии» Борис Шангариев. В последние годы авиакомпания начала обслуживание туристических групп, корпоративных заявок. «Пытаемся развивать направление туристического бизнеса, но этот вид услуги довольно не дешевый и большого спроса, несмотря на рекламу нет». А снизить цены пока не получается. Во-первых, импортная техника приобретается в лизинг. Это требует определенных ежемесячных платежей. Во-вторых, эксплуатация техники происходит в основном на авиационном бензине. А авиабензин в России не производится, и его приходится закупать за границей за немалые деньги.
Авиакомпания «Башкортостан»
Создавалась авиакомпания «Башкортостан» в 2005 году. Изначально она задумывалась как региональный перевозчик на базе, которого должна была развиваться авиация Башкирии. Сегодня авиакомпания «Башкортостан» является 100% дочкой авиакомпании «ВИМ -авиа». На пресс-конференции посвященной 78-летию гражданской авиации гендиректор компании Евгений Сюкрев рассказал о планах акционирования компании. «Если все благополучно сложится, мы начнем работать как ОАО. Это большой плюс. У инвесторов, которые будут проявлять интерес к авиакомпании, появится реальная возможность участвовать в ее развитии».
Стоимость акций на сегодняшний день еще не известна. Основным акционером компании, и пока, скорее всего единственным, как полагает Евгений Сюкрев, будет «ВИМ -авиа».
Молодежь авиация не привлекает
«Цена подготовленного профессионала на сегодняшний день на рынке очень высока. К сожалению, мы сегодня испытываем колоссальный дефицит профессионалов на рынке авиации, — говорит Евгений Сюкрин. –Мы сами занимаемся подготовкой специалистов в своем учебном центре, который находится на базе материнской авиакомпании «ВИМ -авиа» в Москве. Весь персонал, который мы на сегодня имеем он прошел этот учебный центр. Это наш продукт, это наши люди подготовленные нашими специалистами».
Средний возраст пилотов сегодня 40-50 лет. «Молодежь в авиацию идти не хочет, раньше у нас был девиз «Комсомол – в космос», а сегодня нет такой идеологии, молодых людей небо не привлекает. Все стремятся зарабатывать в банках», — переживает пилот 1 класса, ведущий специалист по связям с общественностью «МАУ» Тагир Мухаметшин.
«В советское время была целая сеть подготовки кадров летной службы. Летные училища выпускали в год около 600 пилотов, — рассказывает пилот 1 класса гражданской авиации, бывший гендиректор «Башкирских авиалиний» Вильмир Газиев. — А сейчас постоянные испытания: давайте поставим этого, давайте другого. Неподготовленность кадров и является причиной авиакатастроф».
В ближайшее время ситуация должна измениться в лучшую сторону. На базе стерлитамакского аэропорта будет организована школа летчиков. Это должно стать хорошим подспорьем подготовки пилотов.
Светлое будущее
Дальнейшее развитие воздушного транспорта будет идти в рамках республиканской программы. «Правительство намерено поддерживать все начинания и устремления авиационных предприятий», — говорит Геннадий Ямантаев. – Все, что в целях развития транспорта приветствуется и поддерживается и будет притворяться в жизнь».