Правительство Башкирии утвердило программу по внедрению спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС на 2012 – 2015 гг. с общим объемом финансирования почти 1,5 млрд. рублей. Практически весь транспорт, задействованный в пассажирских перевозках, машины экстренных служб, спецтехника коммунального хозяйства, грузовой транспорт к 2015 году будут оснащены системами ГЛОНАСС. Для обеспечения мониторинга и экстренной связи с водителями будет создан региональный навигационно-информационный центр.
Внедрение в республике интеллектуальной транспортной системы, как считают власти, позволит упорядочить рынок пассажирских перевозок, автоматизировать управление дорожным движением, а в будущем контролировать оплату проезда по внутриреспубликанским дорогам большегрузов. С помощью современного оборудования и программного обеспечения пассажиры смогут точно узнавать, через какое время на остановку подъедет нужный автобус, жильцы многоэтажек получат в свое распоряжение график работы мусоровозов и другой коммунальной техники, а руководители различных предприятий будут иметь четкое представление о передвижениях служебного транспорта и затраченном топливе. «Технологии позволяют значительно улучшить как экономику предприятия, так и управляемость процессами и пассажиропотоками», — говорит заместитель председателя Госкомтранса РБ Андрей Быковский. Кроме того, программа ГЛОНАСС позволит оперативно и эффективно реагировать при авариях и различных ДТП. Значительно повысится и безопасность водителей.
Отечественную навигацию в Уфе уже успели протестировать. В ведомствах, где были реализованы проекты НИС, отзываются о них положительно. Решение властей оснастить российский транспорт именно отечественной навигационной системой директор «М2М Баштелематика» Рустем Хайретдинов считает правильным: «Российский транспорт должен мониториться на нашей системе, а не на американской, по политическим соображениям в том числе. Но о том, чтобы полностью отказаться от GPS, речь не идет, эти системы будут совместно работать и дополнять друг друга».
Стоимость российской навигационной системы на базе технологий ГЛОНАСС превышает GPS в разы. Так, в уфимских магазинах электроники начальная цена портативного навигатора с поддержкой GPS составляет около 2 тыс. рублей, с поддержкой ГЛОНАСС — от 4,5 тыс. рублей. «Думаю, это вопрос времени. Уже сейчас идет тенденция к снижению стоимости отечественной навигационной системы. Если раньше абонентский терминал стоил 19 тысяч рублей, то сейчас его цена 14 тысяч», — говорит Рустем Хайретдинов.
Оснащение государственного транспорта спутниковой навигацией будет осуществляться за счет средств бюджета, частным же перевозчикам придется выкладывать свои средства. Причем никто сегодня не может толком сказать, во сколько обойдется переход на новые технологии: цифры сильно разнятся. Четких требований к аппаратуре ГЛОНАСС, которой должны оборудоваться транспортные средства, на данный момент нет. В связи с этим эксперты считают: есть риск, что по требованиям контролирующего органа оборудование придется менять.