- К концу подходит 73-й театральный сезон. Балетная труппа театра живет бурной, насыщенной жизнью. Четыре спектакля в неделю, многочасовые репетиции – казалось бы, силы на исходе. Но впереди – Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. А это значит – зал неизменно каждый вечер будет до отказа заполняться зрителями, журналистами, критиками, в Уфу съедутся лучшие артисты лучших трупп, чтобы продемонстрировать свое мастерство и выступить на той самой сцене, где Рудольф Нуреев сделал первые шаги к мировой славе.
- Накануне этого грандиозного события мы встретились с художественным руководителем балетной труппы театра, художественным руководителем БХК имени Р.Нуреева народной артисткой России и Башкортостана, лауреатом Государственной премии имени С. Юлаева Леонорой КУВАТОВОЙ.
— Леонора Сафыевна, скажите, откуда берутся силы в конце сезона для такого финального рывка?
— Силы всегда есть. Балет – это дело всей нашей жизни. В девять лет человек определяет свою судьбу, с того времени кроме танца в его жизни по сути ничего больше нет. Конечно, наша работа – это каждодневный изнуряющий труд, но артист балета привыкает ко всему. К нагрузкам, к боли, к бешеному ритму. А когда есть такая цель, как например фестиваль, то появляется кураж, если хотите. И силы находятся, открывается и третье, и пятое дыхание. Такой ответственный финальный всплеск заставляет держаться в тонусе, появляется азарт. Я считаю, что наш фестиваль для труппы, прежде всего, огромный стимул для роста, своеобразный катализатор – наша жизнь движется вперед, мы не пребываем в замороженном состоянии.
— Чего нам ждать от семнадцатого фестиваля?
— По традиции мы открываемся премьерой. Хореограф Ринат Абушахманов вместе с дирижером Раушаном Якуповым готовят оригинальную версию «Семи красавиц» Кара Караева. Этот балет никогда не ставился на нашей сцене, так что событие примечательно вдвойне.
— Почему фестивальная афиша в основном не меняется из года в год?
— Мерило живой труппы – классика. «Баядерка», «Жизель», «Лебединое озеро» – вершина балетного искусства. По этим спектаклям можно судить о качестве труппы: своеобразный экзамен на профессионализм. Мне кажется, что за последний год-два кордебалет преобразился. С другой стороны, эти спектакли идут практически во всех театрах мира, классические партии знают все, поэтому проще пригласить исполнителей.
— Какие имена порадуют уфимских балетоманов?
— Приедут танцовщики из Мариинского театра. Это бренд, эталон. Думаю, что наши зрители с удовольствием придут на спектакли с участием звезд такой величины.
В балете «Лебединое озеро» выступит Екатерина Кондаурова – одна из лучших исполнительниц партии Одетты-Одиллии. Ее партнер – Евгений Иванченко, премьер Мариинского театра, очень опытный танцовщик, признанный мастер. Эта пара – находка для фестиваля. Роль Жизели исполнит Анастасия Колегова – тоже из Мариинского театра.
Большой театр представляют Андрей Меркурьев, выпускник нашего училища, ученик Шамиля Терегулова, и Андрей Евдокимов, оба — частые гости фестиваля.
В «Баядерке» роль Никии исполнит другая наша именитая выпускница — Наташа Сологуб, теперь она прима-балерина Дрезденского театра. Я рада, что они согласились приехать, нашли время, это поистине большой подарок для всех любителей балета.
Компания «Содружество» снова привезет к нам молодых и уже именитых танцовщиков. Такой Гала-концерт стал доброй традицией. Мы можем отслеживать процессы, происходящие в российском балете, открывать новые имена, что называется, идти в ногу со временем. Нынешний концерт станет для нас особенно важным. Наряду с другими лауреатами международных конкурсов выступит наша балерина Ирина Сапожникова. Интересно, что в прошлом году Ира не могла претендовать на участие. А на сегодняшний день – она лауреат четырех престижных международных конкурсов. Мы все очень гордимся ею. Ирина – перспективная танцовщица, показывает прекрасную технику. Например, во всех вращениях делает по три пируэта. Сегодня эту техническую высоту мало кто может взять. Так что у нашего балета есть будущее! Безусловно, в нашей труппе есть прекрасные опытные балерины, настоящие мастера – Елена Фомина, Гузель Сулейманова, Римма Закирова. Новое поколение не дает им расслабляться. Молодежь учится у них, а примы не почивают на лаврах – все правильно, так и должно быть.
— Такие успехи демонстрируют не только способности танцовщика, но и уровень школы…
— Конечно. В этом году Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева отмечает юбилей – 25 лет. Такое счастье, что у нас есть своя школа! Недавно закончились экзамены, с нового сезона в труппу придут молодые ребята. Нынешний выпуск – очень сильный. Нужно сделать все возможное, чтобы они остались в труппе. Это большая проблема, которую необходимо решать целенаправленной политикой. Тут нужны и общежитие, и материальная заинтересованность. Руководство театра работает над этим.
Я иногда думаю: вот если собрать всех, кто уехал от нас в разные годы, такая супер труппа у нас была бы! Во всем мире – оперные театры не на самоокупаемости. Когда к нам приезжают иностранцы, они в восторге от театра. Говорят, что мы невероятные счастливцы, у нас есть отличное помещение, большая труппа, и главное – богатый репертуар. Но беда – отсутствие материального стимула. Обидно. Выучить партии, ввести в спектакль, что называется, поставить на ноги танцовщика – большая работа театральных педагогов Галины Сабировой, Людмилы Шапкиной. Хочу особенно подчеркнуть, — не в каждом театре так опекают молодежь. Но ученики, как птицы, встают на крыло и улетают. И нельзя их винить. Это наша гордость и наша боль.
В мае на госэкзамены приезжал Юрий Бурлака. Он отметил наш репертуар – не каждый театр может таким похвастаться. Танцовщик, по сути, учится всю жизнь, а выходить в разнообразных спектаклях – самая лучшая школа. Здесь роли разных планов, всевозможные амплуа: инженю, деми-классик, характерные партии… И фестиваль с его насыщенной программой и приглашенными артистами – тоже отличная возможность поучиться, перенять новое у более опытных артистов. Как говорится, лучше один раз увидеть… Кстати, во время фестиваля будет давать мастер-класс Антон Мальцев, хороший танцовщик, сейчас свободный художник. Осенью он у нас был, труппе понравился, хотим повторить опыт.
Первое, что попросил Юрий Петрович, показать «Журавлиную песнь». Оказывается, он очень много слышал о нашем легендарном балете. В те дни в театре спектакль не шел, мы показали ему адажио. Он был в восторге от увиденного. Сказал, что ради этого стоит посетить Уфу. Ему понравился и рисунок танца, и поддержки. Для того времени – 1940-х годов – это был настоящий прорыв. Но и сейчас балет ничуть не устарел. Мы, конечно, и так это знаем, но услышать подтверждение из уст признанного мастера хореографии – дорогого стоит. Кстати, я долго сомневалась включать ли номер из «Журавлиной песни» в программу заключительного гала-концерта. И все-таки решилась. Это начало начал. Фестиваль не только новаторство, но и прославление истоков. И потом нелишне напомнить, хотя и так все знают, что благодаря именно этому балету Нуреев стал тем, кем его знает и помнит весь мир.
— Известно, что заключительный гала-концерт – это своего рода фестивальный десерт. Что «вкусного» готовите на сей раз?
— Программа уже почти готова. Прежде всего, хочу отметить, в концерте участвуют наши и самые опытные танцовщики – Гузель Сулейманова, Елена Фомина, Ринат Абушахманов, Римма Закирова и молодые – Андрей Брынцев, Ильнур Гайфуллин, Ирина Сапожникова, Валерия Исаева… Они будут танцевать наряду со звездами мировой сцены. В этом году география представлена обширно.
Всегда интерес вызывает новое – то, что не идет на сцене театра. Это интересно и любителям балета, и нашим артистам. Конечно, сейчас в эпоху интернета можно найти и посмотреть все, что душе угодно, в исполнении любых артистов, театров. Но мое глубокое убеждение: ничто не может заменить живого представления. Театр смотреть по телевизору нельзя! Ни балет, ни оперу, ни драму. Теряется ощущение присутствия, волшебство уходит. От балета остается акробатика.
16 июня солисты Мариинского театра – Екатерина Кондаурова и Евгений Иванченко – исполнят адажио из балета «Шехерезада». Андрей Евдокимов из Большого театра и наша Елена Фомина представят большой номер с антуражем из балета «Маркитантка».
Казань представит прекрасная пара – Екатерина Бортякова и Михаил Тимаев. Они станцуют концертный номер «Вакханалия». Эта миниатюра редко исполняется на концертах, но в нашем репертуаре она есть, тем любопытнее посмотреть, как ее станцуют другие. Еще казанцы исполнят номер в хореографии Алексея Ратманского.
Из Казахстана на гала-концерт прилетит Айдос Закан. Уникальный танцовщик, лауреат и обладатель Гран-при многих престижных конкурсов, он демонстрирует виртуозную технику.
Еще один эксклюзив: Алисия Аматриан, прима Штутгартского театра, и Михаил Канискин, премьер Берлинской оперы. Исполнят па-де-де на музыку Россини.
И, конечно, выступят учащиеся хореографического колледжа. Ребята готовят концертный номер «Увертюра» на музыку Россини.
Будут еще сюрпризы, но все секреты раскрывать не хочу.
— Трудно подбирать исполнителей для фестивальных спектаклей?
— Наш фестиваль широко известен, поэтому артисты приезжают охотно. Как выбираем исполнителей? Я стараюсь пригласить самых лучших. Часто нам рекомендуют тех или иных танцовщиков известные специалисты. Например, Александр Максов, балетный критик, журналист, давний друг театра, часто подсказывает хорошие идеи. Мы с ним знакомы уже лет тридцать. Он отлично знает нашу труппу, всегда в курсе дел. Его мнение и рекомендации для нас важны.
Есть еще и наши выпускники. Я горжусь их достижениями и радуюсь, когда ребята приезжают к нам, добившись успеха в других театрах. Их даже не надо особенно просить, они сами с удовольствием приезжают. Наташа Сологуб, Андрей Меркурьев всегда рады выступить на родной сцене, в родном городе. Жаль, что в этом году не смогла приехать Сабина Яппарова. Наша выпускница – теперь солистка Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Очень хотела приехать, но у нее там премьера, никак не может вырваться. Но ничего, фестиваль ведь не последний!